Прокуратура информирует
Опубликован Закон Тверской области от 09.11.2023 № 50-ЗО «О запрещении склонения к искусственному прерыванию беременности на территории Тверской области»
В соответствии с Законом Тверской области от 09.11.2023 № 50-ЗО в Тверской области обеспечивается защита беременной женщины от склонения к искусственному прерыванию беременности.
Склонение беременной женщины к искусственному прерыванию беременности на территории Тверской области запрещается. Склонение к искусственному прерыванию беременности признается в Тверской области угрозой для семьи, отцовства, материнства и детства.
Разъяснено, что склонением к искусственному прерыванию беременности не является информирование врачом беременной женщины (или иного лица, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации право на подписание информированного добровольного согласия на проведение медицинского вмешательства по искусственному прерыванию беременности), а также лица, которому в соответствии с законодательством о защите врачебной тайны могут быть переданы сведения о состоянии здоровья беременной женщины, о наличии медицинских показаний к искусственному прерыванию беременности, включенных в перечень, определяемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с федеральным законодательством об охране здоровья граждан, о наличии социальных показаний для искусственного прерывания беременности, наступившей в результате совершения преступления, предусмотренного статьей 131 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Склонение беременной женщины к искусственному прерыванию беременности влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством Тверской области. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренные указанными нормами, составляют должностные лица уполномоченного исполнительного органа Тверской области в сфере государственного контроля и надзора; должностные лица исполнительного органа Тверской области по реализации на территории Тверской области единой государственной политики в сфере обеспечения безопасности, а также должностные лица исполнительного органа Тверской области в сфере семейной и демографической политики.
Внесены изменения в региональную программу «Адресная программа Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2023 годы»
Постановлением Правительства Тверской области от 27.11.2023 № 504-пп внесены в региональную программу «Адресная программа Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2023 годы».
Срок реализации программы продлен до 2024 года включительно. В рамках реализации Программы за счет средств Фонда и областного бюджета Тверской области предусмотрено расселить 365 многоквартирных дома (ранее - 363 многоквартирных дома), признанных до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, расселяемой площадью 87957,15 кв. м, с отселением 5169 человек из 2323 аварийных жилых помещений (ранее - расселяемой площадью 88066,79 кв. м, с отселением 5167 человек из 2314 аварийных жилых помещений).
Уточнены требования к строящимся или приобретаемым жилым помещениям. Допускается применение комплектов домов высокой степени заводской готовности на основе деревянного каркаса, массивных деревянных панелей и (или) клееных конструкций для возведения многоквартирных жилых зданий при наличии заключения экспертизы проектной документации, предусмотренной статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В базе общефедерального учета будет отражаться информация о недействительных загранпаспортах граждан РФ
11 декабря 2023 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 30.11.2023 № 2037 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 июля 2014 г. № 631» в соответствии с которым в базе общефедерального учета будет отражаться информация о недействительных загранпаспортах граждан РФ.
Соответствующие дополнения внесены в Правила ведения общефедерального учета выданных паспортов граждан Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 8 июля 2014 г. № 631.
С 1 апреля 2024 года вводятся нормы об уничтожении незаконной табачной продукции и утилизации оборудования для его производства
Федеральным законом от 31.07.2023 № 391-ФЗ с 1 апреля 2024 года предусматривается уничтожение (утилизация) изъятых из незаконного оборота: табачные изделия, продукцию, сырье; никотинсодержащую продукцию, сырье, полуфабрикаты; основное технологическое оборудование для производства указанных изделий, продукции, сырья, а также тару (упаковку), этикетки. Порядок уничтожения (утилизации) устанавливает Правительство РФ. Кроме того, Федеральным законом от 31.07.2023 № 391-ФЗ № «О внесении изменений в статьи 81 и 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» закреплен порядок передачи изъятых изделий, продукции, сырья и оборудования на хранение и последующее уничтожение (утилизацию), в соответствии с которым осуществляется фотографирование или запись на видео- или кинопленку, по возможности изделия опечатываются и на период проведения необходимых исследований по решению дознавателя, следователя передаются на хранение в порядке, установленном Правительством РФ, после проведения необходимых исследований по решению суда передаются для уничтожения, утилизации в порядке, установленном Правительством РФ, о чем составляется протокол по ст. 166 УПК РФ.
С 1 апреля 2024 года устанавливается подсудность уголовных дел о производстве, поставке, закупке и хранении табачной продукции в крупном размере без лицензии
С 1 апреля 2024 года вступают в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 31.07.2023 № 391-ФЗ «О внесении изменений в статьи 171.3 и 322 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». В уголовном кодексе РФ будет определена подсудность уголовных дел о производстве, поставке, закупке и хранении табачной продукции в крупном размере без лицензии районным судам.
Соответствующий состав преступления будет закреплен в УК РФ. Помимо табачной продукции он охватывает никотинсодержащую продукцию и сырье для их производства.
Иностранцев станут принимать на работу вне квоты по новому перечню должностей
Приказом Минтруда России от 15.05.2023 №459н утвержден новый список профессий иностранцев, которым разрешения на работу выдают без учета квот. Он заменит действующий перечень. В список добавили в том числе электрогазосварщика, фрезеровщика, крановщика. Ряд профессий из перечня исключили, например: специалиста по подготовке спортивного инвентаря, электромонтажника по сигнализации, централизации и блокировке.
Для владельцев гаражей вступили в силу изменения с 01.10.2023
01.10.2023 введен в действие Федеральный закон от 24.07.2023 № 338-ФЗ «О гаражных объединениях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Данный закон регулирует статус гаражных комплексов и территорий гаражного назначения.
Территорией гаражного назначения (ТГН) является совокупность земельных участков, на которых размещены или будут размещены гаражи для личного использования гражданами, а также земельные участки общего назначения.
Гаражным комплексом является здание или сооружение (в том числе подземное) для размещения транспортных средств на машино-местах. В составе гаражного комплекса могут быть нежилые помещения.
Данный закон не распространяется на многоквартирные дома и земельные участки, входящие в состав общего имущества; гаражи, которые являются вспомогательными объектами по отношению к индивидуальным жилым домам и дачам, объектам производственного или коммерческого назначения; объекты госсектора; объекты транспортных организаций; некапитальные объекты; парковочные места.
Член кооператива, полностью уплативший паевой взнос, вместе с правом собственности на гараж (машино-место, нежилое помещение) получает долю в праве собственности на общее имущество.
Гаражные кооперативы должны вести свою деятельность в соответствии с требованиями нового закона.
Если паевые взносы полностью уплачены, кооператив наделяется статусом товарищества собственников недвижимости.
Изменить наименование кооператива и привести устав в соответствие новому закону нужно при очередном его изменении, конкретного срока нет. До этого момента устав кооператива действует в части, не противоречащей закону.
Опубликованы правила обязательной маркировки красной и черной икры
Постановлением Правительства РФ от 29.11.2023 № 2028 утверждены подробные Правила маркировки средствами идентификации упакованной икры лососевых и осетровых.
Среди общих положений - обязанность учитывать требования к безопасности товаров. Также правила содержат среди прочего требования к участникам оборота и порядок регистрации последних в системе; положения об информационном обмене; порядок регистрации икры в системе; характеристики средств идентификации, порядок их формирования и нанесения.
С 1 апреля 2024 года участники оборота икры вправе ее маркировать и направлять в систему данные о нанесении средств идентификации, вводе в оборот, обороте и выводе из него икры.
С 1 мая 2024 года маркировка станет обязательной. Кроме того, с этого дня нужно представлять в систему информацию о нанесении средств идентификации и вводе икры в оборот.
Если на 1 мая 2024 года останется непроданная икра, которую произвели или импортировали до этой даты, такую продукцию в течение срока годности можно реализовать без маркировки. С 1 апреля 2025 года надо передавать в систему сведения об обороте этой продукции. С той же даты нужно направлять данные о выводе из оборота, в т.ч. о розничной продаже.
Установлены порядок и критерии определения Рослесхозом невозможности использования лесов
Установлены порядок и критерии определения Рослесхозом невозможности использования лесов и осуществления мероприятий по сохранению лесов на землях лесного фонда при проведении проверки наличия основания для оспаривания законности возникновения прав на земельные участки, имеющие пересечение с землями лесного фонда.
Приказ Минприроды России от 22.09.2023 № 616 «Об утверждении порядка и критериев определения невозможности использования лесов и осуществления мероприятий по сохранению лесов на землях лесного фонда». Определение невозможности использования лесов проводится путем анализа сведений из ЕГРН и государственного лесного реестра, в том числе о местоположении границ, площади земельного участка, пересечении границ земельного участка с землями лесного фонда, правоустанавливающих документов на земельный участок и на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке. Определение невозможности использования лесов является основанием для исключения сведений о лесных участках из государственного лесного реестра.
Дополнены Правила признания лица инвалидом
Постановлением Правительства РФ от 10.11.2023 № 1887 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022 г. № 588» предусмотрено, что при первичном признании гражданина инвалидом группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования устанавливается гражданам, имеющим дефекты и деформации, предусмотренные пунктами 14 и (или) 15 приложения к Правилам, вследствие военной травмы, если увечье получено при исполнении обязанностей военной службы, или вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.12.2023 № 57-П не соответствующими Конституции РФ признаны пункт 3 статьи 1252 и подпункт 2 пункта 4 статьи 1515 ГК РФ в части особенностей взыскания компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак
В случае взыскания компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, если ранее по иску другого правообладателя с нарушителя в связи с размещением на товарах того же обозначения была взыскана аналогичная компенсация, должна быть обеспечена (в том числе при аффилированности правообладателей) возможность снижения ее размера, при условии, что размер подлежащей выплате компенсации превышает размер причиненных правообладателю убытков.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.12.2023 № 57-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 1252 и подпункта 2 пункта 4 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросом Суда по интеллектуальным правам» не соответствующими Конституции РФ признаны пункт 3 статьи 1252 и подпункт 2 пункта 4 статьи 1515 ГК РФ в той мере, в какой они при рассмотрении судом требования о взыскании компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, если ранее по иску другого правообладателя с нарушителя в связи с размещением на товаре того же обозначения была взыскана компенсация за нарушение исключительного права на сходный до степени смешения товарный знак, рассчитанная в двукратном размере стоимости тех же товаров, не позволяют, в том числе при аффилированности таких правообладателей, снизить размер компенсации или отказать в ее взыскании.
Федеральному законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование изменения, вытекающие из настоящего Постановления. Впредь до внесения в гражданское законодательство изменений, вытекающих из настоящего Постановления, суды в случае взыскания компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, если ранее по иску другого правообладателя с нарушителя в связи с размещением на товарах того же обозначения была взыскана компенсация за нарушение исключительного права на сходный до степени смешения товарный знак, рассчитанная в двукратном размере стоимости тех же товаров, не могут быть лишены возможности учесть все значимые для дела обстоятельства, включая характер допущенного нарушения и его последствия для правообладателя, наличие и степень аффилированности правообладателей, и при несоответствии размера компенсации, в том числе с учетом ранее взысканной по иску другого правообладателя, требованию справедливости и равенства на основании заявления ответчика снизить размер компенсации ниже установленной подпунктом 2 пункта 4 статьи 1515 ГК РФ величины таким образом, чтобы с учетом обстоятельств дела найти разумный баланс между справедливостью (соразмерностью) совокупного размера компенсаций с нарушителя и сопоставимостью между собой полученного правообладателями, по крайней мере если наличие у них прав на данные средства индивидуализации не связано с их аффилированностью.
В случае установления судом наличия между данным правообладателем и тем правообладателем, по иску которого ранее была взыскана компенсация, либо в отношениях третьего лица с ними влияния в форме контроля и отсутствия разумных экономических оснований предоставления правообладателем другим лицам согласия на регистрацию сходных до степени смешения товарных знаков, кроме как в целях использования такого правообладания исключительно как способа обогащения, во взыскании с нарушителя компенсации может быть отказано. Это во всяком случае не исключает взыскания с нарушителя исключительного права на товарный знак поддающихся исчислению с разумной степенью достоверности убытков каждого правообладателя.
Утвержден порядок электронного документооборота между страхователями и фондом при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета
Приказом СФР от 07.11.2023 № 2200 утвержден Порядок электронного документооборота между страхователями и Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета.
Порядок определяет общие принципы и правила организации информационного обмена при представлении страхователями сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ИПУ) в электронном виде.
Индивидуальные сведения в форме электронного документа представляются страхователем в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, с использованием Личного кабинета страхователя на официальном сайте Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, обеспечивающих возможность направления и получения однозначной и конфиденциальной информации, а также промежуточных сообщений и ответной информации, в том числе с использованием электронной подписи, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
При этом, признан утратившим силу порядок, утвержденный постановлением Правления ПФ РФ от 11.03.2020 № 178п.
Разъяснены особенности закупки при проведении неконкурентной закупочной процедуры
В соответствии с Письмом ФАС России от 27.11.2023 № ПИ/99723/23 заказчик самостоятельно определяет в положении о закупке способы закупки, условия и порядок их применения, а также условия заключения и исполнения договора с учетом специфики осуществляемой заказчиком хозяйственной деятельности.
При этом для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам, например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы (пункт 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)).
Межрайонный прокурор советник юстиции Е.А. Панов