С 29 июня Росреестр переходит на электронный документооборот с МФЦ

С сегодняшнего дня вступают в законную силу изменения Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости, которые были внесены Федеральным законом от 30.12.2021 № 449-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Как именно законодательные новшества коснутся собственников недвижимости, рассказал руководитель Управления Росреестра по Тверской области Николай Фролов в ходе брифинга, который состоялся в ведомстве 28 июня.

Что изменится?
С указанной даты исключается подача в Росреестр документов для осуществления учетно-регистрационных действий с недвижимостью и их получение почтовым отправлением. В Тверской области такой способ подачи документов не пользовался спросом у заявителей, особенно в последнее время, когда значительно выросло число обращений за услугами ведомства в электронном виде.

Кроме того, с 29 июня меняется сам порядок действий МФЦ при получении заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов.

Ранее при обращении заявителя в МФЦ бумажные документы направлялись в Росреестр, а после проведения процедуры государственной регистрации прав или постановки объекта недвижимости на кадастровый учет, возвращались в МФЦ и передавались заявителю.

С сегодняшнего дня при подаче в МФЦ документы на бумажных носителях будут переводиться в электронную форму, заверяться усиленной квалифицированной электронной подписью сотрудника МФЦ и затем направляться в электронном виде по защищенным цифровым каналам в Управление Росреестра по Тверской области. Причем созданные электронные образы документов будут иметь ту же юридическую силу, что и документы на бумажном носителе. Бумажные документы будут возвращаться заявителю по результатам предоставления государственной услуги. Исключением останутся лишь документарные закладные.

Руководитель Управления Росреестра по Тверской области Николай Фролов: «Данные изменения связаны с реализацией проекта «Стоп-бумага», предусматривающего исключение затрат на физическую доставку документов и сокращение количества документов, подлежащих хранению. Переход к электронным документам и оцифровка архивов позволят ускорить процесс регистрации сделок, в сжатые сроки обеспечить экстерриториальную регистрацию, а также высвободить площади, занимаемые бумажными архивами. В большей степени изменения касаются межведомственного взаимодействия Росреестра и МФЦ. Гражданам не следует беспокоиться и ожидать каких-либо кардинальных изменений. Процедура кадастрового учета и регистрации прав на объекты недвижимости для них останется прежней».

Важно!
Поскольку с 29 июня документы не будут поступать в Росреестр на бумажном носителе, упраздняются положения закона №218-ФЗ об удостоверении проведения государственной регистрации и кадастрового учёта штампом. Это означает, что штампов на документах не будет.

Теперь любые учетно-регистрационные действия (переход права, внесение изменений в Единый государственный реестр недвижимости, регистрация ипотеки) будут удостоверяться выпиской из Единого государственного реестра недвижимости без совершения специальной регистрационной надписи на правоустанавливающем документе (договоре купли-продажи, дарения, мены, договоре долевого участия в строительстве, договоре аренды).

Кроме того, внесенными законодательными изменениями установлены два случая, при которых в приёме заявления о государственном кадастровом учёте и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов в МФЦ должно быть отказано непосредственно в момент их подачи. Во-первых, если не установлена личность обратившегося лица, в том числе не предъявлен документ, удостоверяющий личность такого лица или истёк срок действия такого документа. Во-вторых, если визуально, без использования технических средств выявлено, что представленные заявителем на бумажном носителе документы исполнены карандашом, имеют подчистки либо приписки, зачёркнутые слова и иные исправления, которые не позволяют прочитать текст документов и однозначно истолковать их содержание.

О Росреестре
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, проведению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, навигационного обеспечения транспортного комплекса, а также функции по государственной кадастровой оценке, федеральному государственному контролю (надзору) в области геодезии и картографии, федеральному государственному земельному контролю (надзору), федеральному государственному контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, федеральному государственному надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, федеральному государственному надзору за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, федеральному государственному надзору за деятельностью саморегулируемых организаций операторов электронных площадок. Подведомственными учреждениями Росреестра являются ФГБУ «ФКП Росреестра» и ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД».