Информация по теме «Брошенные садовые участки – проблема СНТ»
1.Заброшенные земельные участки в СНТ являются проблемой не только садоводов, но и окружающих такое СНТ жилых территорий. Такие участки, как правило, не используются, они зарастают буйной растительностью, что провоцирует пожароопасную обстановку.
Заброшенные участки сегодня есть практически в каждом СНТ. В СНТ «Рябинки» Калининского муниципального района – не исключение. Всего в данном СНТ находится 611 земельных участков. В отношении 19 земельных участков в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) отсутствуют какие-либо сведения, в отношении 42 земельных участков в ЕГРН отсутствуют сведения о правообладателях.
При этом указанные участки являются частной собственностью. В ЕГРН на данные земельные участки внесены сведения о незарегистрированных правах, т.е. правах на объекты недвижимости, возникших до дня вступления в силу Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.
Получается, что правообладатель может и не обращаться за государственной регистрацией прав при наличии у него правоустанавливающих документов.
Даже если владелец не появлялся уже несколько лет, СНТ не может распорядиться такими участками. Право частной собственности на территории РФ охраняется законом.
Однако, собственники заброшенных участков являются нарушителями законодательства. Согласно статье 42 Земельного кодекса РФ, все земли на территории нашей страны должны использоваться по целевому назначению. Поэтому собственник обязан поддерживать принадлежащий ему участок и использовать его по назначению, не причиняя вреда окружающей среде.
Если земельный участок в СНТ остается заброшенным, за зарастание садовых земельных участков сорными растениями в отдельных случаях собственник может быть привлечен к административной ответственности.
Садовые земельные участки могут быть образованы из земель населенных пунктов или земель сельскохозяйственного назначения и предназначены для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей (п. 1 ст. 7 ЗК РФ; п. 1 ст. 3, ч. 11 ст. 23 Закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ).
Вместе с тем, правилами противопожарного режима утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 предусмотрено, что владельцы садовых участков обязаны своевременно убирать сухую растительность и косить траву (п. 67 Правил). За нарушение гражданами требований пожарной безопасности предусмотрена административная ответственность.
Кроме того, административная ответственность за зарастание земельного участка сорными растениями может быть предусмотрена региональным или муниципальным законодательством конкретного взятого муниципального образования, на территории которого расположен садовый земельный участок. Контроль за исполнением требований, в таком случае возлагается на должностных лиц органа контроля муниципального образования установившего данные требования.
2. В случае, когда у председателя СНТ нет никаких сведений о собственнике земельного участка, Управление Росреестра по Тверской области рекомендует обратиться в органы местного самоуправления. При этом возможны несколько вариантов развития событий.
Во-первых, органы местного самоуправления уполномочены провести мероприятия по выявлению правообладателей на основании Федерального закона №518-ФЗ с 29.06.2021 года на ранее учтенную недвижимость и внесение сведений о них в ЕГРН.
Сбор сведений о подлежащих выявлению правообладателей будет осуществляться органами местного самоуправления, в том числе, путем направления запросов в ЗАГСы, органы ОВД, налоговые органы, а также нотариусу по месту открытия наследства - в целях получения сведений о лицах, у которых возникли права на ранее учтенный объект недвижимости в результате наследования (при наличии информации о смерти правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости).
Данные мероприятия помогут выявить органам местного самоуправления как собственников заброшенных участков, забывших оформить свои права, так и наследников, которые, вступив в право наследования у нотариуса, «забыли» получить свидетельства о праве на наследство на них и не зарегистрировали свои права на земельный участок в Росреестре.
Обращаем внимание, что в то же время правообладатели имеют возможность самостоятельно обратиться за регистрацией своего ранее возникшего права в установленном Законом порядке, приложив к заявлению правоустанавливающие документы. Государственная пошлина за внесение в ЕГРН сведений о ранее возникшем праве не взимается.
В случае отсутствия правообладателя (он неизвестен, признан пропавшим без вести, отказался от земли или его в принципе никогда не было) заброшенного участка решение о распоряжении земельным участком принимается общим собранием членов СНТ.
Относительно бесхозяйных земельных участков сообщаем следующее. Из содержания абз. 1 п. 3 ст. 225 ГК РФ следует, что обязанность выявления бесхозяйного недвижимого имущества и постановки таких объектов на учет возложена на муниципальное образование.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом регистрации прав, т.е. Росреестром, по заявлению с приложением документов от органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, орган местного самоуправления должен обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (за исключением земельных участков, расположенных в СНТ!).
Бесхозяйная недвижимая вещь, признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть в дальнейшем продана или предоставлена в аренду.
3. Для Тверского региона наличие заброшенных земельных участков на территории СНТ является проблемой. В ЕГРН содержатся сведения о 8 943 земельных участков без прав с видом разрешенного использования «садоводство» и 9 243 с ранее возникшими правами (не зарегистрированными в ЕГРН). Таким образом, в отношении 18 186 ранее учтенных земельных участков (садовые участки) в ЕГРН отсутствуют записи о правообладателях.
Отдельного внимания заслуживает тема «временных» земельных участков, сведения о которых в ЕГРН внесены до вступления в период с 1 марта 2008 г. до 1 января 2017 г., при этом права на них не были зарегистрированы.
По состоянию на 01.03.2022 в ЕГРН содержалось 15 369 ЗУ со статусом «временные». В соответствии с частью 7 статьи 72 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», «временный» статус земельным участкам сохраняется до 1 марта 2022 года.
В настоящее время в соответствии с утвержденным планом-графиком Управлением Росреестра проводятся работы по изменению в ЕГРН статуса «временные» земельных участков, в отношении которых права не зарегистрированы, на статус «архивные».
Фактически изменение статуса объекта в ЕГРН на «архивный» говорит о том, что объект снят с кадастрового учета. Однако присвоение «архивного» статуса не означает, что земельный участок с соответствующими характеристиками (в том числе в тех же границах) не может быть сформирован вновь.
Владельцам таких земельных участков придется заново проходить процедуру образования земельного участка: обращаться к кадастровому инженеру для подготовки межевого плана с последующей подачей заявления в Росреестр о государственном кадастром учете участка, а в случае, если «временный» земельный участок был образован из «земель», заново проходить процедуру образования земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства. При этом каждый вновь образованный земельный участок будет поставлен на кадастровый учет с новым кадастровым номером.
В связи с этим Управление Росреестра по Тверской области рекомендует землепользователям как можно скорее идти и регистрировать свои права.
О Росреестре
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, проведению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, навигационного обеспечения транспортного комплекса, а также функции по государственной кадастровой оценке, федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии, государственному земельному надзору, надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контролю (надзору) деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Подведомственными учреждениями Росреестра являются ФГБУ «ФКП Росреестра» и ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД».